Monday, 9 March 2009

Мой Карфаген обязан быть разрушен by В. И. Новодворская

Well, это было... длинно. Конечно, если ты пишешь об истории страны чуть ли не от сотворения мира до девяностых годов 20-го в., по-другому и не получится. Другое дело, как история эта изложена. И не в том суть, что это какой-то особо революционный взгляд на историю и насколько он отличается от школьных учебников. Школьных учебников я не помню, а с нечто похожей точки зрения рассказывал нам все это наш университетский историк, так что не сказать, чтобы основы потряслись. Только добавилось несколько нюансов. А суть в таком в неформальном, таком анти-объективном, эмоциональном стиле, во-первых. А во-вторых, что она не пережевывает по тысячному разу всем известные факты, а говорит, исходя из того, что историю все знают, и занимается только интерпретацией, характеристикой, объяснением событий. Не что, а как. А также почему. И еще - а что могло бы быть? И что совсем уж интересно - наглядно продемонстирована спиралеобразность истории. Т.е. не голословное утверждение, что оно так, а там - разбирайтесь сами, но она именно проводит параллели, обращает внимание на ключевые тенденции. Я, конечно, не говорю, что она все это сама придумала. Наоборот, она и сама упоминает тех ии иных историков, одних ругает, на других опирается. В общем, книга интересная, и было бы хорошо, если бы либо отрывки из нее включались в учебники/лекции, либо чтобы она входила в какой-нибудь список литературы, идущей бонусом к основному курсу. Туда же можно было бы включить поэму Алексея Толстого, которую она неоднократно цитирует, как и некоторые другие произведения, выдержки из других авторских подходов к истории.
Для меня этот был уже четвертый экскурс в историю. Не скажу, что совсем как по новой, с каждым разом что-то закрепляется, возможно, получше, к чему-то добавляются новые нюансы - но все равно, все это настолько пассивно, что спроси меня о чем-то конкретном - я ответить не смогу. Это ужасно, насколько плохо я знаю историю. нас так ужасно учили или это моя личная проблема - не знаю. Возможно, combination of both, потому что в сухом, учебном виде я эту информацию очень плохо воспринимаю. Вот когда она подается в контексте худож. произведения - тогда еще ничего. Да и то - надолго ли?

No comments: