Tuesday, 29 January 2008

Firefly - по существу

SIMON: I'm trying to put this as delicately as I can... How do I know you won't kill me in my sleep?
А по существу вот что.

Сама идея бленда вестерна и sci-fi. Конечно, по нестандартности, A+
Но вот credibility? Обоснованность... Нам предлагается такое объяснение: после терраформации на планету забрасываются люди с неким минимальным количеством еды, животных и оружия. И типа крутитесь как хотите. Насчет последнего - ладно, пусть будет так. Злое правительство. Whatevah. Но все таки уровень технологий на планетах? Простите. Что проще везти через космос - лошадей или машины? Я понимаю тех ребят из Fox, которые сомневались в лошадях. Как-то они уж совсем... того. В общем-то, получается, что лошади как средство передвижения - самая главная претензия. А, еще дуэль на шпагах. Не знаю. Мало ли, конечно. Но как-то без радости. Про тупые костюмы, см. в предадущем посте.

Идея рассказать историю не победителей, а побежденных - хорошая идея. Не знаю, насколько новая, но по-любому хорошая. Конечно, немножко картонно смотрятся плохие альянсовские ребята as opposed to "наши", но Whedon - не тот парень, чтобы проводить такие разграничения, сто пудов позже линия бы размылась, и было бы всякое. Ломка стереотипов и what-not.

Ну и милая лично мне идея создания семьи отдельно от.. эээ... биологической семьи. У него это постоянно - во всех трех шоу. Father figure, то се. Интересно, в Firefly father figure - это Мэл или Shephard Book? Может Мэл - для всех, а для Мэла - священник. Но может, и священник - для всех.

Персоналити главного героя заслуживает отдельного абзаца :) И не только потому что он cute :) For one thing, отсутствие веры в бога, что подчеркивается и противопоставляется (жалко и странно, что он один такой, и еще страннее, что совсем не представлены нехристианские религии). Кроме того, грубость и snappiness. Человек прошел войну и проиграл ее, cuddly от этого не станешь. Ну, конечно, человек чести во многих ситуациях (как же иначе?). И при этом - финты типа Is there a reward?, запинывания чувачка в мотор и застреливание чувачка, у которого в руках заложница, сходу без всякой бодяги. Business-like отношения с Badger и Patience: оба его предавали, но он все равно идет с ними на сделку, потому что - whatcha gonna do? Странное качество - какая-то timidness with women, ну это, может быть, было сделано просто сюжета ради (в случае с Инарой) и прикола ради (в случаях с Saffron и Nandy). В сторону: вся эта бодяга с Инарой вообще не очень достоверна, да и с линией Simon/Kaylee тоже. Cuddly качества - они, ясный перец, тоже есть. Loaylty там, любовь к кораблю, ответственность за весь экипаж. Прикольно, что он такой sissy иногда. Во-первых, постоянно пугается - в голос - когда что-нибудь неожиданное случается (River выпрыгивает из своего контейнера, Инара входит внезапно 2 раза, он обнаруживает Saffron). Во-вторых, как он издает всякие ouch, когда ему зашивают рану, как он жалобно кивает пр вопросе Are you badly hurt? и потом как выпендривается со своей раной (I got stabbed! Right here!) и говорит, что не полез бы честь Инары защищать, если бы знал, что дело кончится дуэлью :)

Отсутствуют некоторые в зубах навязшие клише: aliens, путешествия со скоростью выше скорости света, телепортация там, разумные машины... ОГРОМНОЕ достижение - отсутствие звука в космосе и how it's handled при помощи музыки. Особенно классно смотрится/слышится эта идея в фильме, когда корабль входит в атмосферу.

Ну и camera work.... Mission statement of the show... Столько всего про это говорено, что даже не очень интересно to bring it up again. Но надо, Федя, надо. Для полноты, значить, картины. Так вот, one word for you - КОНЦЕПТУАЛЬНО :))))

Интересуюсь знать, зачев Джоссу всякая бодяга о вере, если он сам атеист? Что он хочет этим сказать?

Не очень хорошо получилось... Про главное - меньше, чем про Мэла. Но это потому, что про Мэла проще всего рассуждать, это больше описание, а про остальное - либо констатировать факт, либо высказать свое мнение. Изобретаю велосипед: оказывется, описывать проще, чем рассуждать. От оно как... :)

MAL
If anyone gets nosy, just, you know... shoot 'em.

ZOE
Shoot 'em?

MAL
Politely.

Firefly - по форме

Так вот. Let the madness ensue.
SIMON: I'm confused. No wait, I - I think maybe you're confused.

Про язык. Очень интересная и жезненная идея о двух официальных языках, причем особенно интресеен выбор второго языка и, вообще, представление о том, что Китай, видите ли, is one of the two superpowers in the world. Kinda weird, but... whatever you say. Joss. Тут главное не частности, а идея. Иногда кажется, что они только ругаются на китайском (что само по себе правдоподобно - использование второго языка для ругательств, потому что реально смягчает эффект для участников, не побоюсь этого слова, коммуникации), но потом оказывается, что и некоторые короткие слова и фразы тоже говорят на китайском. Короче, правдоподобно. Причем интересно, что и другие языки и вариации английского не исчезают. Правда, в шоу мы не слышим других языков, но мы слышим акценты дядьки по имени Niska и чувака-mudder'а- значит, у них есть другой родной язык, плюс, конечно, офигительный кокни у Badger'а. Интересно, откуда бы взялся кокни в 25 в., неужели выжил бы? Причем у него была бы вполне определенная "дислокация", причем неболоьшая. Хм... Все необразованные англичане собрались в одной колонии? Ну, может, и да. Наверное.
А вот еще одна ВЕЛИКОЛЕПНАЯ идея - новый сленг. Я была просто в шоке - от восторга - что они реально придумали новый сленг и новые ругательства. Shiny, rutting, gorramnю Немного, но - points for the effort. И по-моему, хотя и не уверена, они ни разу не говорят cool.
Ну и наконец, самое ТО - упрощенная грамматика!! От этого финта можно просто сразу падать со стула и поднимать лапки кверху. Универсальное "ain't", мечта студента "he don't", частенько отсутствуют связывающие союзы и предлоги, короче - все круто.
В таком вот аксепте.
All in all, такого treatment of the language мы таки еще не видели - и это при том диком количестве фильмов про будущее that's out there.

Про костюмы. Буду краток. Grrrr. Arrgh.
Какого фига Мэл, человек какого-никакого, но все-таки будущего, будет носить штаны чуть ли не 19-го века с подтяжками?? Самый большой визуальный раздражитель - это эти дурацкие штаны. Ладно, черт с ними с рубашками, пусть будут уж. Хотя лично я бы заменила их на футболки и хреньки с длинными рукавами. Платья Инары мне не всегда нравились, но это ладно, это дело вкуса, по большому счету. Но платье Кейли на балу, а заодно и платья тех злых девочек??? Oh. My. God. Просто жуть. Нечно несусветное. Оранжевый с розовым, for Christ's sake! Закрытый верх! Эта хрень на злой девочке, которую вообще ни в сказке сказать, ни пером описать (хрень, не девочку). Да и вообще, если вы смешиваете в костюмах все культуры и все времена - так почему упускаете наше время? Ни одного платья, напоминающее современное. Ни в парадных всяких сценах, ни в casual. Современная одежда гораздо практичнее, чем that 19-го века, and yet here we are. Мужчинские костюмы тоже убивают. Галстуки эти, блин, сюртуки, жилетки. Фиг ли? А где брыжи? Парики? Шляпы с перьями? Туники, наконец? Че ж мелочиться? Arrgh.

Про игру актеров. Местами переигрывают. Sean Maher - когда рассказывают в пилотном эпизоде история сестры выглядит как Joey, пытающийся произвести впечатление на режиссера своим свадебным тостом. Он же немножко...ммм... то ли перестарался, то ли недостарался - не поймешь - в сцене, когда Джейн разнес всю его infirmary.Adam Baldwin - совсем зря кривляется, когда он типа обдолбанный валяется на полу и говорит что-то. Ну и Alan Tudyk - прикольный актер и роль у него прикольная, и для прикола, он наверное, излишне и выпендривается местами (их много).

Про сценарий и диалоги. По большому счету - см. предыдущий пост. Хочу добавить только про единственную претензию к диалогу: the sexy talk between Mal & Nandy leading up to all the sex - слишком уж... ну я не знаю... такой... сценарный. Он прикольный, да (ты прекрасна, спору нет), но передавленный что ли. Мэл наконец-то утверждается в том, что имеет и желание, и возможность потрахаться и говорит: Miss Nandy, i have a confession to make. Меня страшно раздражает это "Miss Nandy", во-первых, а во-вторых то, что никакого признания так и не последовало. Ну потом разговор про грешки, и т.д. Все прикольно, но как-то все-таки неестественно.
Ах да, и еще в эпизоде The Message как-то туповато, на что обращают внимание Tudyk & Jewel Staite в комментарии - чисто в отношении сюжета довольно много натянутостей. И, кстати, реальный continuity goof - с шапкой Джейна, в которой то есть солома, то нет. И еще кстати, они там довольно много хихикают (в комментарии). Не жгут, правда, но пошучивают нормальненько так.

Воооот. Это по форме.
Заключительный аккорд.

INARA (pissed)
What did I say to you about barging into my shuttle?

MAL
That it was manly and impulsive?

INARA
Yes, precisely. Only the exact phrase I used was "don't".

JAYNE: Time for some thrilling heroics!

Monday, 28 January 2008

Firefly - про commentaries

AAAAAAAAAAAAAAAA!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Oh.My.God.
You look like you slept with a hanger in your mouth.
Это все про меня. Последние несколько дней - состояние полуистерическое-полуэкстатическое. От восторга.

Боже, как я завидую Джоссу Whedon'у и всей его writing team за умение ТАК выражаться, ТАК шутить, в ТАКИЕ ситуации запихивать персонажей, да и писать ТАКИХ персонажей.

MAL
Badger.

BADGER
Captain Reynolds. Heard you was in town. Thought
we might have a bit of a sit-down.

MAL
Prefer a bit of a piss-off.

BADGER
I'm very sorry. Did I give you the impression
I was asking?

Первое, что попалось под руку. И там ТАКОГО много. Там ВСЕ - ТАКОЕ. И лучше. Плюс к этому facial esperessions актеров. И образы вообще, манера поведения, personality.

И что поразительно, этот эпизод - откуда цитата - написала тетечка. Я просто в осадок выпадаю.

Слушала комментарии: Joss Whedon+Nathan Fillion (Serenity), Joss Whedon+Tim Minear(Train Job), Morena+тетечка-авторша+costume designer (Shindig), Nathan Fillion+Alan Tudyk (War Stories). Офигительно интересно. Джосс острит ив реале, как я не знаю что. Вместе с Филлионом он прямо зажег. Филлион все больше хихикал. А там где с Minear - они вместе классно прикалывались, прямо чувствуется, что они друг друга давно и хорошо знают, они прямо play off each other, как будто заранее отрепетировали. Девочки тоже прикольно поболтали. Костюмерша все больше молчала (кстати, не нравится она мне - судя именно по костюмам), Морена туда-сюда, приятная такая, ну и авторша, конечно, звездила. А вот Филлион с Tudyk'ом были скучны и пропускали оч много возможностей постебаться. Оч жаль, потому что из блога Филлиона я вынесла впечатление, что он funny, а оказалось - not so much.

Но это по форме. А по существу - офигительно интересно. Опять же. Как снимали, то се. Как использовали hand-held cameras, как специально факапили освещение, чтобы были flares, что кадр не был совершенным. Как построили целиком весь set. Как Tudyk всегда flipped the same 3 switches. Как на Филлионе штаны лопались!! Как они специально не сказали актерам и стали поднимать одну штуку, чтобы натуральнее получилось, как они по ней бегут и впрыгивают в корабль. Как роль того самого Badger'а Джосс писал для себя и как актер аж свои слова забыл, когда ему об этом сказали (Кстати классный в итоге Badger получился!). Как set designer использовал для освещения тот свет, кот. был на самой площадке и от этого все получалось гораздо быстрее, потому что не надо было тратить по 40 минут на "утсановку" - становление? :) - света для каждого актера. Оч хочется знать, что конкретно можно делать 40 минут со светом.

Все. Восхищенья не снесла...
Завтра продолжу rambling, потому что нужно излить эмоции хоть куда-нибудь!!
Бля, какая жалость, что нет с кем вживую обсудить. Достало, нах.

Sunday, 20 January 2008

The Day After Tomorrow

Кучу лет спустя посмотрела кыно Послезавтра. Увидела, в общем, то, что и ожидала. Очередной тупенький фильм-катастрофу. Порадовали проблески юмора, мерцавшие там и сям, но отнюдь не освещавшие мрачную картину своим благодатным светом. Хе. Эх, ну хоть б начало бы было ну хать чуть-чуть другое что ли! Нет, надо было сделать классический зачин с болтающимся на грани пропасти чувачком. Джек, дай руку!!! Слава богу, он хоть не сорвался вниз с долгим, удаляющимся криком. А так, все симптомы налицо. И непризнанный (до поры до времени, ясный перец) гений, и тупое правительство, и стоические ученые, и сорвавшийся-таки чувачок (правда без крика, большое спасибо режиссеру), и спешащий сквозь снег и бурю на выручку сыну героицкий папашка, и непонятно зачем прущиеся (ну и слово) с ним верные друзья, и смертельно заболевшая и чудом вылечившаяся жертва стихии, и family values, само собой, ну и в качестве бонуса - всякие геополитические тупизмы. Ах да, и еще волки. Отличные нарисованные волки в центре Нью-Йорка. Не было: трусливого подлеца или там, подлого труса, это факт, за это отдельное спасибо. И главный плюс - не было пережима с изображением смертей, трупы показали всего один раз (зря), все смерти - за кадром.
Бильбо Хольм молодцом.
Мальчик-гей смазлив, но видели мы и получше.
Куэйд - ну что с него взять?
Сурпризом стало появление "Тома Кавендиша" из Уимблдона в роли потенциального негодяя, но потенциал остался неиспользованным, за что спасибо было уже сказано.
И мамашка - из Грязных танцев.
Знакомые все лица, в общем.

Friday, 18 January 2008

Фиеста by Э. Хемингуэй

Надо же, как мне везет - уже вторая книга настолько нравится. Эта понравилась даже гораздо больше Часов.
Оч неожиданно, надо сказать. Когда читала рассказы Хемингуэя - осталась в недоумении. А тут - совсем другой коленкор. (Что такое коленкор???)
Согласно Википедии, Фиеста считается его лучшим произведением. Cool. В других местах, правда, я такой оценки не увидела. Факт - что это его первый роман. Опять же cool: это ж надо, первый роман - и сразу так хорошо.
Оказывается, что Фолкнер по манере считается его противоположностью (I can see why) и по жизни - соперником. Собственно, ему можно *любого* автора противопоставить по манере - и получится противоположность. Стиль - действительно уникальный. UNDERSTATEMENT. Это отлично сказано. Весь психологизм додумываешь сам/сама, в книге практически никаких растеканий мыслью по древу нет. Практически никаких - потому что в паре мест все-таки есть, что тоже прекрасно. Привычный к тому, что ему все объяснят и растолкуют, читатель (я) даже рад, что есть там эти маленькие peeks into the inner world, они позволяют заглянуть-таки за кулисы происходящего, сбавить темп и попробовать разобраться. Получается такой реализм в высшей степени - мы никогда не знаем, что думает другой человек, и можем судить об этом только по словам и поступкам. Так же и тут. Несмотря на то, что повествование - от первого лица, нам только очень-очень редко, в виде большого-большого одолжения, дают возможность оказаться более осведомленным, чем герои, действующие в этом самом повествовании. Эффект - специфиссский.
Вот еще на ту же тему. Из Эко, Заметки на полях "Имени Розы".

Обратите внимание на различие между следующими пятью диалогами:
1. - Как поживаешь?
- Неплохо, а ты?
2. - Как поживаешь? - спросил Джованни.
- Неплохо, а ты? - отвечал Пьетро.
3. - Ну,- спросил Джованни,- как поживаешь?
Пьетро выпалил:
- Неплохо! А ты?
4. - Как поживаешь? - разлетелся к нему Джованни.
- Неплохо, а ты? - отрезал Пьетро.
5. Джованни спросил:
- Как поживаешь?
- Неплохо,- ответил Пьетро тусклым голосом.. Потом, чуть улыбнувшись, выдавил: - А ты?
Во всех показанных случаях, кроме первых двух, соблюдается то, что принято называть "ориентацией изложения". Автор как бы вводит в текст свой комментарий, подсказывая, в каком ключе следует воспринимать реплики беседующих.

Так вот. Не найдете вы в Фиесте никакой ориентации, сколько не старайтесь. За это автору полагается - отдельно - еще одна Нобелевка. IMNSHO.
Понятное дело, тут нет филологических и структурных завихрений, ибо сказано - реализьм. Для меня это было бы недостатком, но конечно, not so much в данном случае, вотому что - см. все вышесказанное.
И тут Остапа понесло.... Я могу еще очень долго распространяться про книгу, имевшую честь мне ТАК понравиться :) Может еще и распространюсь попозже, отдельно - про героев, когда выкристаллизуются идеи. If.

Часы by Майкл Каннингем

Оч хорошо.
Не в смысле "четыре с плюсом", а в смысле - по пятибальной шкале, 10 баллов.

Сама структура. Ее динамичность и, я бы дажа сказала, ритм. Это вам не Эко, когда продираешься сквозь главу и заголовок следующей - это как свет в конце тоннеля. Здесь глава кончается, в худшем случае, как раз тогда, когда начинаешь от нее уставать.

Лесбиянка на лесбианске сидит, лесбиянкой погоняет, но это подано так спокойно, так matter-of-factly, что совсем не режет слух/глаз, а отношения поданы и без соплей, и без особого цинизма. Так же как геи и гейство. Только 2 места вызвали раздражение, когда Луи говорит что-то типа "как же так, я же его трахал до потери пульса" (на accuracy цитаты не претендую), и когда самая стереотипная лесбиянка в романе заходится от любви к дочери Клариссы. Там в принципе не ее эмоции неприятны, а она сама - как раз такая лесбиянка, которые у меня и вызывают отторжение, раздражение и мысли о психических disorders у таких людей.

Вызывает недоумение, смешанное с восхищением, тот факт, что автор-мужчина не постеснялся лезть в психологию героинь-женщин. Конечно, не стоит обвинять его в излишней наглости, потому что все 3 героини, в психологию которых он лезет, это, по большому счету, одна и та же идея, и главная наглость заключается, конечно, в попытке пролезть в психологию Вирджинии Вульф. Но если отвлечься от наглости, остается очень хорошо, просто отлично, поданная идея о постоянном игрании ролей.

Молодец Каннингем, не зря ему Пулитцеровскую премию дали. "Данную акцию одобряю. Жду следующих в том же духе". Главное ведь, что не только интеллектуалов и эрудитов радует, но и нас, простецов. И не только на интеллектуальном уровне, но и на эмоциональном.